Система электронного документооборота на СУБД Postgres Pro для правительства Амурской области
СЭДД CompanyMedia для ВМТУ Росстандарт
АЛРОСА переходит на приложение WorksPad
Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Единое информационное пространство органов власти Амурской области на базе СЭД «ДЕЛО»
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

Должники попались в сеть

Увлечение такими популярными сайтами, как "Одноклассники", "Мой круг" и "В контакте", может стать опасным для россиян, привыкших жить в кредит. Отчаявшись найти недобросовестных должников в реальной жизни, российские банки начинают искать их в Интернете. И социальные сети, содержащие всю информацию о своих пользователях, могут сильно облегчить задачу ищущим. Сейчас в них зарегистрированы миллионы людей в возрасте от 17 до 50 лет.

Приток в страну денег от нефтяного экспорта и информационная политика государства заставили россиян поверить в то, что жизнь налаживается. Население перестало бояться за завтрашний день и начало жить в долг.

Однако параллельно с развитием кредитования растет и количество должников. Весной этого года на долю просроченной задолженности населения перед банками приходится 2,6% от общей суммы выданных кредитов (36 млрд 400 млн рублей).

По подсчетам Минфина, долги населения по потребительским кредитам растут на 9% в месяц. А в начале этого года министр финансов Алексей Кудрин и вовсе заявил, что из-за "невозвращенцев" финансовой и банковской сфере России угрожает кризис.

Отчаявшись найти должников в реальной жизни, российские банки пытаются встретить их в Интернете, сообщает BBC. А повальное увлечение социальными сетями дает им для этого массу возможностей. На одних только "Одноклассниках" сейчас зарегистрировано 7 млн человек, второй по популярности подобный домен "В контакте" насчитывает 4,5 млн пользователей.

Регистрируясь, человек сообщает не только свои настоящее имя и фамилию, но и контакты, по которым с ним можно связаться: электронную почту, номер ICQ, а нередко – сотовый телефон и район проживания. Именно эта информация представляет интерес для различных организаций, включая коллекторские агентства, которые специализируются на возврате долгов.

Сотрудники коллекторских агентств ищут банковских должников через популярные сервисы. Они представляются чужими именами, знакомятся, просят номер мобильного телефона или договариваются о личной встрече. Не всегда это просто сделать, но задача сильно облегчается, если ищут человека с редким именем и фамилией.

Разумеется, социальные сети – не единственный способ найти банковских должников, чтобы заставить их уплатить по счетам. Однако иногда коллекторам приходится использовать любую возможность, чтобы найти скрывающегося человека. И если пользователь вдруг выкладывает на своей странице сообщение, что приглашает всех своих друзей провести вечер вместе с ним в каком-нибудь ресторане, то коллекторы могут запросто посетить это заведение, чтобы потолковать с проштрафившимся лично.

"Еще один из способов найти человека через социальные сети – это узнать номер его ICQ, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД специалист в области IT Иван Корытов. – Если в "аське" включена функция передачи файлов, то это автоматически дает возможность другим пользователям узнать его IP-адрес. А это, в свою очередь, позволит узнать провайдера, которым он пользуется. И дальше уже можно либо приобрести у пиратов базу этого провайдера, либо каким-то другим не вполне законным способом узнать его физический адрес, с которого он выходит в Интернет".

Пока неизвестно, как часто коллекторы прибегают к помощи Интернета в поиске задолжавших. По крайней мере, представителям социальной сети "В контакте" еще не поступало жалоб от пользователей, которых вычислили бы через их страницы.

Правда, координатор по связям с общественностью этого портала Михаил Равдоникас говорит, что знает случаи, когда социальные сети использовались некорректно: "Как только мы замечаем, что социальную сеть используют в коммерческих целях, мы моментально удаляем аккаунты таких пользователей".

Стоит отметить, что, по мнению специалистов, в ближайшие годы социальные сети продолжат активно развиваться. Сейчас это самый перспективный сегмент Рунета. Во-первых, он становится всё более востребованным среди людей старшего возраста. Во-вторых, на него приходится основной рост интернет-рекламы.

В сентябре этого года СМИ распространили информацию о том, что третья часть капитала проекта "Одноклассники" оценивается в 15 млн долларов. И это не предел для стоимости популярных, хорошо раскрученных интернет-проектов.

Пока основную часть доходов им приносят платные услуги. Так, например, выручка одного из крупнейших российских сервисов интернет-знакомств Mamba.ru за первое полугодие 2007 года составила 131 млн рублей, причем около 100 млн из них составили доходы от платных SMS. Оставшаяся часть была получена за счет платежей пользователей с помощью электронных денег, платежных терминалов и карт плюс доходы от размещения рекламы на партнерских сайтах.

Антон Васецкий