Система электронного документооборота на СУБД Postgres Pro для правительства Амурской области
СЭДД CompanyMedia для ВМТУ Росстандарт
АЛРОСА переходит на приложение WorksPad
Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Единое информационное пространство органов власти Амурской области на базе СЭД «ДЕЛО»
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

Что выбирают регионы

Инициативы Петербурга и других российских регионов по поддержке и развитию ИТ-индустрии в ближайшие годы способны значительно улучшить бизнес-климат в сфере высоких технологий.

Развитие ИТ-индустрии в России как конкурентоспособной на мировом уровне отрасли экономики сопровождается формированием отраслевого федерального законодательства, а также появлением региональных решений -- инициатив субъектов РФ, направленных на поддержку информационных технологий. Региональные инициативы в этой сфере возникают во многом благодаря тому, что субъекты Федерации заинтересованы в превращение индустрии информационных технологий на их территориях в самостоятельную отрасль региональной экономики. Эта деятельность приобретает особую актуальность в условиях, когда на федеральном уровне отсутствует определенность в отношении необходимости поддержки тех или иных отраслей в государственном масштабе.
Основная проблема сегодня как раз и заключается в том, что у правительства нет четкого понимания, какие формы и направления государственной политики должны реализовываться. До недавнего времени говорилось о поддержке особых экономических зон (ОЭЗ) и ИТ-индустрии, затем стало использоваться понятие технопарков, были приняты федеральные акты, направленные на поддержку отдельного сегмента ИТ-отрасли -- офшорного программирования (в частности, поправки к главе 24 о ЕСН Налогового Кодекса РФ). В настоящее время также все чаще упоминается поддержка инноваций. Однако о целостной государственной политике в сфере поддержки ИТ-индустрии говорить пока рано.

Инициативы на местах
Конституция РФ (ст. 71─73) дает регионам определенные возможности: субъект федерации вправе принимать нормативные правовые акты в области создания и распоряжения информацией, обладателем которой он является, оказывать государственную поддержку развитию науки, образования и промышленности.
Несмотря на то, что возможности регионов существенно меньше, чем у федерального центра, за последние три года в значительном количестве субъектов Российской Федерации разработано и принято законодательство о научно-технической политике, государственной поддержке инновационной деятельности, о развитии инновационной инфраструктуры и технопарков.
В Республике Башкортостан принят закон об инновационной деятельности, в котором устанавливается, что в целях развития такого рода деятельности будет разработана республиканская целевая инновационная программа. Важно отметить, что правительство республики наделено полномочиями по размещению на конкурсной основе заказа Республики Башкортостан на серийный выпуск инновационной продукции на предприятиях республики. Кроме того, существует уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области инновационной деятельности.
В Республике Бурятия, Кабардино-Балкарской республике, Ямало-Ненецком автономном округе, Волгоградской, Новосибирской, Омской, Рязанской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской и Нижегородской областях приняты законодательные акты об инновационной деятельности и научно-технической политике. В последней принят областной закон, в котором, в частности, вводится понятие "приоритетный инновационный проект Нижегородской области". В категорию приоритетных попадают проекты, реализация которых обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики области, а также прошедшие экспертизу, конкурсный отбор и утвержденные по соответствующей процедуре. Также в Нижегородской области предусматривается создание инновационных венчурных фондов, заключение соглашений о предоставлении государственной поддержки и установление дифференцированной шкалы снижения налога на прибыль.
В законе Оренбургской области меры государственной поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности разделяются на финансовые и нефинансовые. Среди финансовых мер -- предоставление субсидий на возмещение затрат на оплату процентов за пользование кредитами коммерческих банков, налоговые льготы, кредитование и государственные гарантии. Нефинансовые меры включают в себя содействие субъектам промышленной деятельности в расширении рынка сбыта, проведение тарифной политики в отраслях естественных монополий и некоторые другие инициативы. Интересны также предусмотренные гарантии прав субъектов инновационной деятельности: признание прав на обоснованный риск, связанный с привлечением инвестиционных ресурсов и реализацией инновационных программ и проектов, на свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, завершенных НИР, инновационных программах и проектах, подлежащих реализации.
В Воронежской области принят ряд правовых актов, подробно регламентирующих деятельность технопарков. Так, под технопарком там понимается "форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории". Законодательство различает резидентов технопарка, управляющую организацию и базовую организацию.
В Челябинской области в законодательстве используют категорию "инновационного технопарка", под которой понимается организация, объединяющая ресурсы научных, проектно-конструкторских и промышленных организаций, а также учебных заведений с целью создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для поддержки субъектов инновационной деятельности и коммерциализации инноваций. В области проводится аккредитация инновационных технопарков и выделение им субсидий в виде грантов.
В ряде других регионов поддержка ИТ-отрасли возможна, в частности, посредством поддержки малого бизнеса. Некоторые регионы приняли или разрабатывают отраслевые концепции и иные программные документы с этой сфере. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе -- Югре недавно разработан проект Концепции регулирования развития индустрии информационных технологий, ориентированный как на поддержку отрасли в целом, так и на стимулирование создания технопарков, включая придание специального статуса деятельности управляющих компаний технопарков и их резидентам.

Петербургская специфика

В конце прошлого года в городе была разработана Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики на 2008─2011 годы. В ее рамках планируется разработать законодательство о государственной поддержке для субъектов инновационной деятельности. Сейчас Петербург -- один из немногих субъектов Федерации, где установлены специальные налоговые льготы для ИТ-индустрии: с 2006 года действуют нормы, снижающие региональную ставку налога на прибыль с 17,5% до 13,5%, в результате чего общая ставка налога составляет 20%.
Право на получение данного налога имеют лица, которые уплачивают налог на прибыль в бюджет Петербурга, инвестировали не менее 50 миллионов рублей в основные средства, используемые для производственных целей, а также получают доход от следующих видов деятельности:
- реализация товаров собственного производства, в частности: компьютеров, волоконно-оптических кабелей, жидкокристаллических приборов, полупроводниковых элементов и приборов;
- разработка программного обеспечения, готового к использованию: разработка системного программного обеспечения, инструментальных средств, прикладных программ.
При этом доля дохода лица от реализации соответствующих товаров, работ, услуг должна составлять не менее 80% от всей налогооблагаемой выручки. Срок действия пока единственной адресной льготы для ИТ -- три года.

Правовой передел
Обобщая опыт регионов России, можно сделать вывод, что в них государственное внимание к сфере ИТ касается в первую очередь организаций, занимающихся инновациями, наукой и образованием, а также технопарков, которые по профилю деятельности и территориально (но без строгих зональных ограничений как в законодательстве об ОЭЗ) объединяют научный и производственный потенциалы бизнеса независимо от его размера и организаций науки и образования.
В упомянутой выше концепции ХМАО -- Югры приведен комплекс существенных мер государственной поддержки индустрии информационных технологий, к числу которых относят:
- снижение ставки налога на прибыль на 4% для всех ИТ-компаний, резидентов технопарков и управляющих компаний технопарков;
- установление дифференцируемой ставки по налогу на имущество организаций с предоставлением налоговой льготы от 60% до 100% (от установленной ставки налога в 2,2%) в зависимости от производителя и продукции, разрабатываемой и выпускаемой в сфере ИТ и инноваций;
- установление муниципальными образованиями льготной ставки земельного налога;
- использование механизма инвестиционного налогового кредита при создании и эксплуатации технопарков;
- субсидии из бюджета субъекта федерации;
- создание государственного внебюджетного фонда;
- регулирование выделения земельных участков, создания и подключения инфраструктуры технопарков;
- регулирование организации поддержки, финансирования мероприятий и деятельности по обучению и подготовке специалистов в сфере информационных технологий;
- регулирование организации поддержки и финансирования мероприятий по защите интеллектуальной собственности и оценке нематериальных активов.
Опираясь на запланированные меры государственной поддержки, регион, не дожидаясь федеральных решений, имеет возможность создать довольно комфортные условия для отрасли и важный прецедент. Дело в том, что сейчас в стране нет еще ни одного региона, который бы воспользовался всем возможным законодательным инструментарием поддержки ИТ-отрасли и инноваций.
Особый интерес в этой связи представляет позиция регионов-лидеров -- Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Нижегородской областей и еще нескольких субъектов федерации. По сравнению с другими регионами (Урал, Сибирь, центры авиа- и тяжелого машиностроения), они гораздо меньше внимания уделяют разработке отраслевого законодательства. Это объяснимо, поскольку ИТ-компании и так находятся в этих регионах. Однако в будущем может сложиться ситуация, когда бизнес начнет выбирать новые направления экспансии и сделает выбор в пользу "молодых" рынков.
Неслучайно, что те субъекты федерации, в которых ИТ-отрасль и ее кадровые ресурсы только формируются, лидируют в сфере нормотворчества. Они всерьез рассчитывают за счет законодательного регулирования и эффективной управленческой деятельности консолидировать собственные ресурсы и привлечь их из других регионов, в том числе из "старых" центров развития ИТ-индустрии.

Виктор Наумов, партнер юридической фирмы "Байтен Буркхардт"

Тематики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: