По мнению Сафронова, цитирование новостных сообщений информагентств другими СМИ без указания на первоисточник наносит урон доходам:
"Акт недобросовестной конкуренции в данном случае заключается в том, что некое СМИ размещает информацию информагентства на своих ресурсах, не затрачивая при этом средств для получения данной информации. А с учетом того, что поисковые системы часто индексируют новости с некорректным цитированием выше (оригинальных сообщений информагентств), информационное агентство несет потери на рекламе", - цитирует "РИА Новости" заявление Сафронова.
Решать проблему недобросовестного цитирования "РИА Новости" собираются двумя способами. Первый путь звучит несколько абстрактно: необходимо совершенствовать юридические механизмы защиты прав информационных агентств. Второй путь более конкретен. "РИА Новости" хочет напрячь поисковики, чтобы те усовершенствовали свои механизмы таким образом, чтобы при ранжировании первым делом учитывались материалы-первоисточники.
Напомним, что "Яндекс" уже давно обещал сделать нечто подобное в "Яндекс.Новостях", однако это так и осталось обещанием. А про основной поиск "Яндекса" и говорить нечего - он ведь сам зарабатывает на краденом, откручивая по три рекламы на чужой цитате и не давая ссылки на оригинал. Это свойство "Яндекса" позволяет и другим агрегаторам зарабатывать на чужих материалах.
С другой стороны, согласно пункту 6 статьи 1259 Гражданского кодекса материалы, несущие в себе исключительно информационный характер, не являются объектом авторского права. Проще говоря, на новость копирайт наложить нельзя. Но как отличать "информационный характер" от авторского текста, закон не уточняет.
По мению экспертов "Вебпланеты", борцам за монетизацию новостей стоило бы сосредоточить свое внимание не на этих расплывчатых понятиях, а на конкретных механизмах получения денег с агрегаторов. Пример уже показан: на днях Google выкатил новый сервис Fast Flip, который обещает делиться доходами с источниками новостей.
Однако появлению такого сервиса предшествовала долгая борьба западных СМИ с наглым поисковиком, а не с "круглыми столами". Российские же СМИ в большинстве сами идут на кабальные условия агрегаторов типа "Яндекс.Новостей", которые приносят им сомнительную пользу.
Кроме того, если говорить конкретно о "РИА Новостях", то они сами создают себе проблему с высоким ранжированием перепечаток. Дело в том, что агентство публикует свои новости в Интернете позже, чем рассылает их своим платным подписчикам. Поэтому цитаты из "РИА Новостей" появляются на других сайтах раньше официального сайта - и поисковики считают их первыми. Получается, что от желания зарабатывать на подписке страдает заработок на сетевых публикациях с рекламой. Что логично: нельзя продать одну и ту же реку дважды.