Система электронного документооборота на СУБД Postgres Pro для правительства Амурской области
СЭДД CompanyMedia для ВМТУ Росстандарт
АЛРОСА переходит на приложение WorksPad
Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Единое информационное пространство органов власти Амурской области на базе СЭД «ДЕЛО»
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

МТС продает долги абонентов/ На тендер среди коллекторских агентств выставлено $34,5 млн просроченных платежей

В пятницу стало известно, что ОАО МТС объявило тендер на выбор коллекторского агентства, которое будет собирать долги его абонентов по всей России. Победитель может претендовать на 15-25% от $34,5 млн, которые должны МТС ее российские подписчики. Эксперты считают, что МТС решила нанять коллектора после введения в мае этого года кредитных тарифов. По мере их популяризации просроченные долги абонентов МТС могут уже к концу года превысить $100 млн и удвоиться в следующем году.

Информацию о том, что тендер на выбор коллекторского агентства близится к завершению, Ъ подтвердила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая: "Мы выбираем агентство, которое бы взяло на себя взимание задолженности с абонентов по всей России". По словам госпожи Осадчей, главным критерием выбора коллектора станет размер комиссии, который агентство потребует за свои услуги. Названия участников тендера не разглашаются. Итоги тендера будут подведены в ближайшие недели.

До сих пор МТС занималась взысканием долгов самостоятельно -- для этого существовала служба абонентского контроля. С начала 2007 года компания провела несколько пробных проектов с компаниями, специализирующимися на внесудебном урегулировании долговых споров. Опыт оказался положительным, и оператор решил нанять единое коллекторское агентство, которое будет заниматься сбором долгов с клиентов МТС по всей России.

МТС - второй крупный российский сотовый оператор, который привлекает к взысканию задолженности со своих абонентов коллекторское агентство. Чуть более года назад договоры с несколькими агентствами, в числе которых "Пристав" и "Секвойя", заключил "Вымпелком". О том, насколько эффективно удается этим структурам взыскивать долги с абонентов, в "Вымпелкоме" не говорят, по оценкам самих коллекторов им удается добиться уплаты 40-60% долгов. По словам директора по развитию "Пристава" Сергея Шпетера, аналогичная эффективность при сборе долгов возможна и в случае МТС: "Комиссия, которую от оператора получит за работу агентство, составит 15-25%". По итогам второго квартала задолженность абонентов МТС перед оператором (резерв компании по сомнительным долгам) составляла $38,3 млн, при этом на российских абонентов приходилось около 90% задолженности (это $34,5 млн). Соответственно, взыскав эту сумму полностью, победитель тендера может получить $5,1-8,9 млн.

Эксперты отмечают, что решение отдать долги на откуп коллекторскому агентству может быть связано с введением в мае этого года кредитных тарифных планов. По оценкам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, большую часть задолженности МТС сейчас формируют пользующиеся роумингом абоненты авансовых тарифов: "При роуминге задержка с выставлением счета по авансовым тарифам может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Абонент может уйти в минус на $30-100, а потом просто не пополнить счет". С введением МТС кредитных тарифов, по мнению, эксперта, ситуация с долгами ощутимо ухудшится: "До конца года к кредитным тарифам подключатся до 7% пользователей МТС в России, это чуть более 3,5 млн абонентов. Средний счет у таких абонентов -- около $70, все они могли бы принести МТС до $210 млн к концу года. Но мировой опыт показывает, что должниками по кредитным тарифам становятся 10-12% их подписчиков после месяца обслуживания". Поэтому, считает Эльдар Муртазин, по кредитным тарифам только до конца года МТС недополучит $21 млн, при этом общая задолженность абонентов МТС может достичь $100 млн. По его оценкам, рост популярности кредитных тарифов может привести к росту долгов абонентов перед МТС в полтора-два раза.

Участники рынка связи не исключают, что МТС и коллекторское агентство, которое будет ею нанято, столкнутся с рядом проблем. "Искать сотового неплательщика зачастую сложнее, чем, к примеру, банковского,-- говорит генеральный директор компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.-- В банковских документах указывается место работы, место фактического проживания заемщика, данные о родственниках. В договоре с оператором есть только паспортные данные и прописка, которые могут не совпадать с местом реального проживания абонента". "В России просто нет таких агентств, которые самостоятельно могли бы покрыть всю территорию страны,-- отмечает управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева.-- Любому победителю тендера придется нанимать партнеров на местах. Но стиль работы некоторых региональных коллекторов, сводящийся к банальному мордобою, может ударить по репутации агентства".
Валерий Кодачигов

Свежее по теме