Система электронного документооборота на СУБД Postgres Pro для правительства Амурской области
СЭДД CompanyMedia для ВМТУ Росстандарт
АЛРОСА переходит на приложение WorksPad
Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Единое информационное пространство органов власти Амурской области на базе СЭД «ДЕЛО»
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

GPS и ГЛОНАСС: недостатки и перспективы

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС, несмотря на все усилия государства по ее развитию, пока не пользуется спросом. Есть ли шансы у ГЛОНАСС на потребительском рынке, где давно и успешно функционирует американская GPS?

Российское правительство пока безуспешно пытается убедить россиян пользоваться отечественной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС вместо американской GPS. Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов предложил властям даже запретить на законодательном уровне ввоз в Россию автомобилей, в которых не предусмотрено использование ГЛОНАСС-навигатора.

«Если на автомобиле не установлен ГЛОНАСС-приемник, то ввоз автомобиля в страну либо становится невозможным, либо в несколько раз повышаются таможенные сборы», - цитирует «Интерфакс» Перминова.

«Только так мы можем защитить отечественный рынок, российских производителей», - объяснил он свою позицию.

Запретительные инициативы главы «Роскосмоса» эксперты оценивают весьма скептически. «Ничего хорошего я от таких мер не ожидаю. Это убьет еще достаточно не развитый рынок GPS, то есть рынок навигационных технологий вообще. В тех же регионах, где навигация и так пока доступна лишь немногим потребителям ввиду её высокой стоимости, в случае введения «заградительных барьеров» она станет еще менее доступной. GPS можно действительно «смять», но если ГЛОНАССа нет, то от умирания GPS он точно не появится. А, вот, рынок сопутствующих сервисов, картографии и т.п. от таких действий однозначно пострадает», - заявил в интервью «Газете.Ru» директор ООО «МИТ» (Морские Информационнные Технологии) Андрей Сабайдаш.

«Роскосмос» предпринимает и другие шаги по продвижению ГЛОНАСС. Есть договоренность с «Автовазом» о внедрении навигаторов на базе ГЛОНАСС в новые автомобили Lada Калина.

В рамках проекта на первом этапе планируется оборудовать подобными системами 10-15 тыс. автомобилей прямо на сборочном конвейере АВТОВАЗ уже в 2009 году.

В 2010 таких машин будет выпущено еще больше. На данный момент проект находится на финальной стадии согласования. Если он будет запущен, в России ГЛОНАСС станут пользоваться не только государственные чиновники и спецслужбы (ГЛОНАСС-навигаторы устанавливаются вместо GPS-приемников на ведомственных автомобилях), но и простые потребители. Потенциал для рынка значителен: все-таки АВТОВАЗ является крупнейшим производителем автомобилей в России.

Сейчас же рынка потребительских ГЛОНАСС-приемников как такового в России нет.

По оценкам экспертов, на руках у россиян порядка 1,3-2 млн GPS-навигаторов, в то время как аналогов на ГЛОНАСС – не более 15-20 тыс. Причем большинство из них используется как раз в государственном секторе.

Есть только один GPS-навигатор с поддержкой ГЛОНАСС - автомобильный Glospace SGK - 7.0. Он оснащен 7-дюймовым сенсорным ЖК-дисплеем с разрешением 480х234 пикселей, процессором Samsung S3C2440 с тактовой частотой 400 МГц, 64 Мб встроенной памяти, портом USB. Работает устройство на ОС MS Windows CE 5.0, весит 400 г, его цена около16 тыс. рублей . «Производство этой модели мелкосерийное, практически штучное. Так что массовым потребительским продуктом данная модель может считаться весьма условно», - считает Андрей Сабайдаш.

Крупные производители не спешат начинать производство навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС.

Единственным исключением стала Mio Technology, которая еще в конце 2008 году заявляла, что не собирается выпускать навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС, однако на выставке НАВИТЕХ-ЭКСПО 2009 представила прототип автонавигатора со встроенным GPS-ГЛОНАСС приемником. В России Mio принадлежит, по собственным оценкам компании, 18-22% рынка автонавигаторов, так что поддержка этой компанией ГЛОНАСС может стать очень важной для рынка. Приемник Mio C725 поддерживает как ГЛОНАСС, так и GPS и имеет относительно небольшие габариты. Правда, представлен лишь прототип устройства. Когда оно поступит в продажу и, главное, по какой цене, Mio Technology пока не сообщает.

Таким образом, никаких коммерческих перспектив у ГЛОНАСС, даже в России (не говоря уже про мировой рынок) на сегодняшний день не просматривается. Однако эти перспективы могут появиться, если начнутся перебои в работе до сих исправно функционирующей GPS. Некоторые предпосылки для этого есть: Главное контрольное управление при правительстве США выступило с докладом, в котором предупредило: GPS уже в 2010 году может начать давать серьезные сбои. Эксперты опасаются, что из-за роста числа пользователей этой системы по всему миру система просто не выдержит нагрузок.

В докладе отмечается, что система плохо управляется и не финансируется должным образом, а спутники со временем изнашиваются, оборудование требует замены и ремонта и нагрузка на него растет.

Российская ГЛОНАСС такой перегрузки из-за чрезмерного количества пользователей не испытывает. «Сейчас на орбите находятся 20 спутников, что обеспечивает навигацию по территории Российской Федерации и по части Европы. В ближайшее время ожидается запуск ещё 4 спутников, что при условии постоянной работы всех аппаратов должно обеспечить глобальное покрытие. Планируется, что в дальнейшем спутников будет больше, до 30, включая резервные», - рассказал «Газете.Ru» руководитель навигационного проекта «Автоспутник» Андрей Кузнецов. По его словам, «говорить о том, что у ГЛОНАСС есть шанс потеснить GPS, пока преждевременно. Должна быть полностью укомплектована спутниковая группировка, должно быть налажено серийное производство доступных гражданских ГЛОНАСС-приёмников и приборов. И речь не идёт о «вытеснении», это скорее комбинация ГЛОНАСС и GPS, которая на порядок повышает точность и надёжность навигации». В будущем, по мнению Кузнецова, пользователю не придется выбирать между ГЛОНАСС и GPS:

«Наилучшие результаты даёт комбинированное использование двух систем. Именно в таком режиме и будет работать большинство навигационных приёмников». Если говорить о современных ГЛОНАСС-устройствах, то эксперты отмечают низкие потребительские характеристики этой техники.

По мнению Андрея Сабайдаша, «их элементная база довольно крупная, потребляет много энергии и не вполне подходит для установки в современные мобильные устройства. Если в автонавигаторы современные ГЛОНАСС приемники еще как-то можно встроить (да и то, только в самые крупные), то ни в один телефон или смартфон ГЛОНАСС сейчас чисто технически «не встанет».

Среди прочих недостатков ГЛОНАСС-устройств Андрей Кузнецов выделяет их цену: «И российские, и западные ГЛОНАСС-модули производятся пока отнюдь не массовыми партиями и стоят достаточно дорого».

«Для уменьшения цены приемников необходимо их массовое производство. А производства нет, так как нет потребности на рынке в таком большом числе выпускаемых приемников, – соглашается Андрей Сабайдаш и продолжает. –

В ближнесрочной перспективе ни о каком массовом рынке для ГЛОНАСС говорить не приходится. GPS на сегодня работает более точно и совершенно».

При этом эксперт уточняет, что это происходит не потому, что GPS-система лучше: «Просто она дольше находится в эксплуатации, более отработана, вокруг неё создана вся необходимая инфраструктура (приемники, устройства, картография, сервисы и т.п.)».