Как рассказал на Всероссийском форуме "е-5" начальник управления розничных платежей Департамента регулирования расчетов Банка России Вадим Кузнецов, в новой редакции положения будут установлены единые стандарты документооборота, правила расчета, требования к банкам по разработке систем управления рисками, а также рассмотрены вопросы по использованию инновационных методов платежей. "Мы попытались описать все инструменты электронных средств платежа, - говорит он. – Проведенные исследования показывают, что в России электронные платежи пока не очень популярны. Тем не менее, динамика положительная, но преобладают платежи с использованием карт". Вадим Кузнецов также отметил, что при разработке норматива больше всего вопросов вызвала его седьмая глава, в которой говорится об электронных средствах платежа.
Сейчас использование платежных карт регламентирует Положение Банка России №266-П. В нем содержатся унифицированные требования по платежам в Интернете с использованием карт, а вот дистанционное банковское обслуживание (например, мобильные платежи и платежи через call-центры) не регулируется. Отдельные нормы содержит ст. 847 Гражданского кодекса, однако, по признанию участников рынка, ответить на все вопросы относительно дистанционного банковского обслуживания эти акты не могут. В действующем положении есть лишь несколько терминов, относящихся к дистанционным платежам, например, "электронная цифровая подпись" (но далеко не все средства аутентификации при интернет-платежах соответствуют этому понятию). Пока понятия "электронное средство платежа" в российском законодательстве не существует. Создатели новой редакции положения позаимствовали его из европейского права, где под этим термином понимаются все средства, позволяющие совершить платеж электронным способом (в том числе call-центры, карты, чеки, переводы физических лиц).
Попытка закрепления норм вызвала широкое обсуждение. Новую редакцию положения Банк России разослал по департаментам, после согласования с которыми документ будет представлен банковской ассоциации. Предполагается, что он вступит в силу в начале 2008 г.
Участники рынка известию о новом положении обрадовались. "Закон не должен препятствовать демократизации платежей в Интернете, но четко обозначать права и обязанности сторон и обеспечивать безопасность платежа", - считает советник заместителя председателя банка "Финсервис" Георгий Шабад. Он посетовал, что действующее законодательство недостаточно четко регламентирует дистанционное банковское обслуживание. "Многие организации вынуждены брать на себя риски, - замечает он. – Впрочем, некоторые моменты решаются с помощью договорной базы, и это позволяет работать". А эксперт ИК "Финам" Владислав Кочетков говорит, что введение нового положения может по-разному отразиться на игроках: "Есть риск, что Центробанк потребует проводить все платежи через банки, что приведет к возникновению комиссий. Или, возможно, требования окажутся либеральными, что резко повысит инвестиционную привлекательность работающих в отрасли компаний – снизятся их риски, а на фоне рынка, растущего на 150% в год (при ожидаемом в этом году объеме в $14 млрд.), такие активы будут интересны для любого фонда".
Электронные платежи подведут под закон
Банк России подготовил новую редакцию положения "О безналичных расчетах в РФ". В ней будет введено понятие "электронное средство платежа" и установлены нормы регулирования дистанционного банковского обслуживания. Создатели норматива надеются, что он вступит в силу уже в начале 2008 г.
Тематики: Интернет, Регулирование, Финансы
Ключевые слова: Интернет, доступ в Интернет
Свежее по теме
Интересные ссылки
- В селе Чигири появилась новостройка с умным устройством: оно поможет справиться с хулиганами и навести порядки во дворе
- GPON на деревню дедушке: «Ростелеком» расширил оптоволоконную сеть в камчатском селе
- Культура без границ: правнучка Василия Поленова рассказала о творчестве великого художника во Владивостоке
- QMS.ru: «Ростелеком» оптимизировал сервис для измерения скорости интернет-соединения с высокой пропускной способностью
- Абонентская плата никогда не повысится: что предлагает «Ростелеком» новым клиентам?