В арт-резиденции «Маяк» собрались представители правительства Сахалинской области, руководители Высшей школы экономики, Московского государственного технического университета имени Баумана, Московского физико-технического института, медицинского института РУДН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, а также специалисты Сбера и других индустриальных партнеров. Разделившись на шесть групп, они разработали концепцию развития СахалинТех.
Во главу угла ставятся инженерное образование, цифровизация, креативные индустрии и технологическое предпринимательство. Новый кампус должен стать центром инновационных технологий и передовых производств, где гармонично взаимодействуют студенты, ученые и специалисты ведущих сахалинских предприятий.
Сдать научно-образовательный комплекс планируется в 2026 году, а строительство студенческого городка должно завершиться в 2025-ом. Возведение кампуса стало возможно благодаря национальному проекту «Наука и университеты», который реализуется по инициативе Президента России Владимира Путина.
– Не дожидаясь окончания строительства, мы формируем концепцию Университета 4.0. В такой стратегии мы не жили никогда. Речь идет не только о качественном высшем образовании, но и о прямом взаимодействии с основными работодателями. Все делается для того, чтобы наши выпускники без проблем трудоустраивались на высокооплачиваемые рабочие места, а наука двигала экономическое развитие региона, – отметил губернатор Валерий Лимаренко.
В стратегии Университета 4.0 наука развивается непосредственно на промышленных площадках. Так, в этом году в Южно-Сахалинске сдадут первую очередь нефтегазового индустриального парка. Там будут оборудованы студенческие лаборатории: будущие специалисты будут отрабатывать знания на практике рядом с десятками компаний, которые занимаются обслуживанием шельфовых проектов.
– Более 20 научных лабораторий оснастят в этом году совместно с индустриальными партнерами, – сообщил и.о. ректора Сахалинского госуниверситета Александр Самардак. – Мы видим миссию нашего вуза в том, чтобы объединить образование, науку, передовые технологии и стать интеллектуальным центром Дальнего Востока. Это уже третья сессия, посвященная СахалинТех. По результатам первой, мы выиграли возможность создать передовую инженерную школу «Инженерия островов». Вторая сессия была посвящена экономике Мирового океана. В ближайшие годы в регионе будет создано четыре полностью автоматизированных рыбоперерабатывающих завода. И задача университета – подготовить специалистов, которые управляли бы этой системой, в том числе с помощью технологий искусственного интеллекта.
Директор Передовой инженерной школы Искандер Закиров подчеркнул важность современной тенденции на техническое образование школьников.
– Упор делается на математику, физику, химию, информационные технологии. На Сахалине созданы кванториумы, IT-кубы, специализированные классы. Это помогает старшеклассникам определиться с будущей профессией и в дальнейшем им будет легче учиться по программам Университета 4.0, отвечающим реальным вызовам экономики, – сказал Искандер Закиров.
Участники сессии в первый день разработали управленческие, образовательные и научные проекты будущего университета мирового уровня. Итоговую концепцию представили и защитили во второй день.
Отметим, развитием стратегии цифрового университета будущего займутся также участники масштабного проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024», который пройдет на Сахалине в июле.