Система электронного документооборота на СУБД Postgres Pro для правительства Амурской области
СЭДД CompanyMedia для ВМТУ Росстандарт
АЛРОСА переходит на приложение WorksPad
Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Единое информационное пространство органов власти Амурской области на базе СЭД «ДЕЛО»
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

Исследование: отечественные компании заняли основную долю российского рынка интеллектуальных транспортных систем

Российские регионы наращивают вложения в цифровизацию транспортной инфраструктуры и внедрение интеллектуальных транспортных систем. Такой вывод сделали аналитики АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») по итогам собственного исследования.

С 2019 года регионы и госкомпании потратили на такие решения почти 100 млрд рублей. Наиболее востребоваными сегодня являются системы фотовидеофиксации, управления дорожным движением и комплексные решения. При этом в большинстве случае используются отечественные программно-аппаратные комплексы, доля которых приближается к 100 %. По прогнозам экспертов компании, благодаря господдержке внедрение цифровых решений на транспорте продолжится и суммарный объем рынка к 2024 году вырастет до 40–50 млрд рублей. В целом, интеллектуальные транспортные системы за этот период (до 2024 года) должны будут появиться в 27 городах России.

Сегодня РИР реализует проекты цифровизации транспортной инфраструктуры более чем в 20 городах России. Для комплексного видения ситуации и понимания картины в стране и регионах аналитики компании исследовали рынок интеллектуальных транспортных систем (ИТС), ключевых игроков на нем, крупнейшие проекты. В ходе исследования было проанализировано более 2,5 тыс. контрактов, размещенных на портале госзакупок за 3,5 года. Общая сумма заключенных с января 2018-го по ноябрь 2022 года составила почти 96 млрд рублей.

Говоря о ключевых проектах, стоит отметить Вологодскую агломерацию. «Заказчики стремятся реализовывать комплексные проекты на несколько лет вперед, что обеспечивает прогнозируемость внедрения ИТС. Как пример – внедрение ИТС в Вологодской агломерации, совместно с «Русатом Инфраструктурные решения». Двухлетний комплексный проект позволил почти полностью достичь первого уровня зрелости ИТС. Комплексный подход к реализации проектов ИТС распространен, так как позволяет заказчику гарантировать, что внедряемые подсистемы будут работать во взаимосвязи и смогут быть объединены в рамках интеграционной платформы», – рассказывает Юрий Ермолаев, руководитель отдела развития транспортного направления, «Русатом Инфраструктурные решения».

Ключевые тезисы и тенденции, выявленные в ходе исследования

Самыми популярными как по числу контрактов, так и по общей стоимости являются средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения – за последние два года было заключено 960 таких контрактов на 47,2 млрд рублей. На втором месте – системы управления дорожным движением (АСУДД): 114 контрактов на 9,5 млрд рублей. На третьем – комплексные ИТС: 130 контрактов на 5,4 млрд рублей.

Регионы-лидеры по внедрению ИТС. Более 38 % всего объема контрактов на ИТС приходится на Москву (30 млрд руб.). Также значимые доли занимают такие регионы, как Республика Башкортостан (6,2 млрд руб.) и Санкт-Петербург (5,2 млрд руб.). В количественном плане помимо обозначенных выделяются Краснодарский край и Кемеровская область.

Результаты исследования свидетельствуют, что в 2022 году спрос на ИТС оставался высоким, и в 2023 году ждать его падения не приходится. «Высоким спросом будут пользоваться управление светофорами, мониторинг транспортных потоков, управление общественным транспортом, метеомониторинг, детектирование ДПС и ЧС, интеграционная платформа. Агломерации ориентируются на выбор этих подсистем, потому что они обязательны для достижения первого уровня зрелости ИТС. Из нашей практики мы видим, что, помимо соблюдения рекомендаций Федерального дорожного агентства, реализация этих подсистем позволяет агломерациям объединить разрозненные существующие и вновь внедряемые решения в рамках интеграционной платформы ИТС, создать предпосылки для управляющего воздействия за счет современных систем светофорного управления, а также внедрить источники данных (детекторы транспорта) для ИТС и «оцифровать» трафик», – говорит Юрий Ермолаев.

На сегодняшний день РИР поставляет решения собственной разработки: интеграционную платформу, подсистему мониторинга транспортных потоков, подсистему метеомониторинга и другие отдельные программные продукты. Также за 2022 год разработаны системы детектирования ДТП и ЧС, развиваются программные и аппаратные решения по мониторингу транспортных потоков. Отдельно разработаны импортозамещающие решения по АСУДД, управлению транспортными потоками, позволяющие достичь полноценного технологического суверенитета в сфере цифровизации транспортной инфраструктуры.